Граница
Я задумался о концепции границы в начале 1990-х, пытаясь понять почему
на каком-то внутреннем уровне некоторые фотографии «работают», а другие
– нет. Моей первой лекцией на эту тему была лекция прочитанная в Германии
в 1993, названная "Bilder vom Rand" и с этого времени я начал
использовать выражение «Образы с границы», чтобы определить мой подход.
В выпущенной в 2000 году книге, The Art of Nature Photography, я описал
концепцию границы так:
Поиск великих фотографий стартует с границы. Идея
границы определяет наиболее повторяющиеся и популярные темы в фотографии
природы; верность поиску границ скажется на качестве ваших фотографий.
Несколько лет назад я пытался вычислить почему некоторые картины природы
так волнуют меня, в то время как другие нет. Почему некоторые из них заставляют
меня так глубоко чувствовать, а другие, казалось бы не менее впечатляющие,
оставляют холодным? Сейчас я полагаю, что существует нечто общее, во всех
вызывающих сильные впечатления образах мира природы, и это общее я связал
с концепцией границ.
В нашем случае, границы – это зоны перехода времени, пространства или
существования. Проще говоря, это те участки, где происходят изменения
и появляются контрасты. Границы – это экстремальные точки, удаленные от
среднего, ежедневного, обычного. Идея границы лежит в основе всех наиболее
повторяющихся, популярных тем при съемках живой природы от закатов и красок
осени до пингвинов и лосей. Существует три большие категории, к которым
можно отнести большинство сюжетов: границы пространства, границы времени
и в метафорическом смысле границы существования. Давайте придадим конкретности
этой идее.
Те места, где земля встречается с морем, являются зонами наибольшей биологической
продуктивности. Они представляют собой одну из границ пространства. Такие
места находятся на периферии центров человеческой деятельности и контроль
людей над окружающей средой здесь менее полный и более уязвимый. Люди
также не занимают небо и граница между землей и небом - это еще одна великая
граница пространства. Это царство силуэтов и летящих птиц. Очень мало,
кто из снимающих природу фотографов, не приходит раньше или позже к этой
теме. Географически удаленные территории являются границей пространства
в самой большей степени.
Если вы сомневаетесь над обоснованностью концепции границ, спросите себя,
почему люди предпочитают гулять вдоль берега моря, а не в полях, которые
находятся с другой стороны от песчаных дюн? Почему мы так любим пугать
самих себя и залезть на край кратера, а не гулять подальше на безопасной
дистанции? Зачем, если на то пошло, прыгать с башни, обвязавшись резинкой
вокруг коленей? На самом деле я не пробовал ни того, ни другого, это просто
то, что привлекает людей. Этот же инстинкт заставляет фотографов непреднамеренно
двигаться в сторону границ.
Например, наиболее популярными сюжетами съемки являются восходы и закаты.
Это границы дня, когда общее количество света и его состав влияет даже
на наше настроение. Также, весна и осень часто приносят урожай более ошеломляющих
картин, чем середина лета в умеренных широтах. Время переходов; границы
во времени. Эти пики активности природы часто не совпадают с нами – как
часто вы сами наблюдали великолепные рассветы или наслаждались первыми
бутонами весной в то время как другие ждали наступления лета? Фотографы
снова и снова выходят за пределы ежедневного человеческого опыта, чтобы
бросить мимолетный взгляд на мир природы, такой потрясающе яркий.
Легко распознать границы времени и пространства, но что же с границами
бытия? Рассмотрим, почему так привлекателен молодой лосенок или массивный
старый бык. Почему большинство из нас выберет для съемки их, а не основную
популяцию, находящуюся между ними? Почему так неотразимы крохотные проростки
сосны выросшие рядом с породившими их старыми деревьями, усеянными шишками?
Единственный способ объяснить это – обратить внимание на то, что это границы
жизни – с одной стороны только что появившейся, с другой уже подходящей
к концу. Поэтому возможно так привлекают внимание работы, где изображено
«убийство», особенно если речь идет об охоте на чье-то потомство. Также
нас завораживают те растения или животные, которые живут в экстремальных
условиях, будь это императорские пингвины в Антарктике или кактус сагуаро
(Карнегия гигантская) в Соноране (Аризона). Более прозаический пример,
камнеломка выросшая на камнях гнейса – это не только контраст между живым
и неживым, но также и временной экстрим – гнейсам северо-западной части
Шотландии 3500 миллионов лет, а желтая горная камнеломка, растущая в трещинах
камней, существует пару лет. Когда жизнь хрупка или когда само ее существование
кажется невозможным и нелепым, мы сталкиваемся с границами бытия.
Это все очень длинно; не всегда нужно держать в уме концепцию, чтобы
найти что снимать. В эти моменты полезнее думать о границе как о наибольшем.
Песок с наиболее волнистыми линиями; наиболее яркая часть неба; белка
с самым загнутым хвостиком. Это тоже экстремально, мы ведь не будем довольствоваться
тем, что встретилось первым. Привлекательность экстремального объясняет,
почему попугаи ара считаются более привлекательными, чем грачи (они более
яркие и делают более интересные вещи, если только вы не другой грач) и
краснолицые японские макаки ("снежные обезъяны") вызывают больше
внимания чем африканские гиббоны. Это ведь что-то совершенно необыкновенное
- наблюдать макак в снегу.
Вероятно то, что мы делаем как фотографы, снимающие природу, частный
случай нашего поведения как курьезных млекопитающих – в нас есть глубоко
заложенная потребность исследовать границы нашего мира, даже если нас
окружает обычная рощица, и мы открываем наши собственные границы. Творческий
успех приходит из способности направить эти инстинкты в наши фотографии.
Источник: http://www.fotodi.ru/ |